Уважаемый посетитель! Если Вы блокируете показ рекламы на нашем сайте, просим внести vseopaseke.ru в список исключений соответствующего браузерного расширения! Почему – читайте здесь.

Необходимость транспортировки тяжелых обитаемых ульев обусловлена переездом пасеки либо проводимыми на ней сезонными работами. Например, пчелиные домики необходимо вынести весной из зимовника для совершения насекомыми первого облета. Или пасеке придется отправиться летом на кочевку. Осенью, опять же, предстоит заселение в зимовье. Также тележка для пасеки незаменима при павильонном пчеловодстве – с ее помощью доставляются кормушки. Осенью это порядка двух трехлитровых емкостей на каждую семью. А на небольших тележках можно перевозить медовые рамки.

Еще одно важное приспособление – весы, которые используются пчеловодом для контроля развития пчелосемей. Их тоже можно собрать своими руками.

Классификация тележек

По конструкционным особенностям различают:

  • трапы и собственно тележки для работы с ними;
  • подъемники или апилифты.

Работа с трапом выглядит следующим образом. На грузовой автомобиль крепится трап, сваренный из уголков.

погрузка-1
погрузка-2

Габариты трапа должны соответствовать тележке, чтобы в груженом состоянии она не соскользнула вниз.

погрузка-3

Погрузка выполняется так:

Первый этап.

погрузка-4

Второй этап.

погрузка-5

Третий этап.

погрузка-6

Четвертый этап.

погрузка-7

При погрузке таким способом решающую роль играет маневренность – тележка должна легко перемещаться внутри кузова грузового автомобиля. Добиться этого можно за счет усовершенствования ее конструкции.

В принципе с погрузочными работами можно справиться самостоятельно, если тележка построена по принципу рычага – в ней нет никаких дополнительных ручек или конструкционных изгибов. Такой «рычаг» удобно использовать как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости.

При этом важно чтобы ось (опора) находилась как можно ниже, то есть ближе к уровню земли. Высота всей тележки приблизительно до уровня плеч человека-грузчика.

Важно: С длиной ручек лучше особо не усердствовать, так как удлиненный вариант снижает маневренность. Но в то же время они должны быть прямыми и достаточно длинными для удобства в использовании.

В качестве трапа используется наклонная платформа со ступеньками, которые позволяют грузчику отдохнуть. Многие пчеловоды отдают предпочтение именно такой погрузке, сознательно отказавшись от использования апилифта.

использование трапа-лестницы

А это сам способ погрузки на кузов автомобиля или прицеп. Рычаг (то есть прямолинейная конструкция) облегчает прохождение каждой ступени. Суть ступеней – дать отдых мышцам человека. Ведь именно усталость пчеловода усложняет перестановку ульев.

Работа с тележкой, имеющей изогнутые ручки, и классическим трапом без ступеней. Но стоит отметить, что вес пчелиных домиков в этом примере небольшой и высота до платформы прицепа тоже небольшая.

изогнутые ручки

Второй вариант погрузки – использование апилифта. Это достаточно дорогое оборудование, что и обуславливает самостоятельное изготовление народными умельцами такой модернизированной тележки.

Магазинная универсальная модель имеет регулируемый захват, то есть можно перевозить разные виды пчелиных домиков, бочонки и другие емкости. Но есть ограничения по высоте подъема и массе груза (обычно до 150 кг).

заводской апилифт

Такое оборудование собрано из двух рам, установленных на одну ось с колесами. Имеется рычаг с тросом, вилки и кронштейн для зажима. Специальный винт позволяет регулировать погрузчик, подстраивая его под разный по размеру груз.

Апилифт подвозится к улью. Рычаг при этом поднят вверх. Выполняется регулировка кронштейна с помощью винта – зазор между пчелиным домиком и подъемником не должен превышать 5 мм. Затем опускается ручка — рычаг плотно зажимает груз. На высоту улей поднимается посредством лебедки.




подъемник в работе

Самодельный апилифт

Чертежи для изготовления подъемника – идея принадлежит Игорю Сидорову:

чертеж-4

Своими руками смастерить такое удобное приспособление можно, только имея соответствующий опыт, все необходимые инструменты и оборудование, в частности сварочный аппарат. Сборка осуществляется в несколько этапов: монтируется каретка, подъемный механизм, рама. Установка механического привода облегчает управление тележкой.

Еще один вариант – это самодельная модель с винтовой рукояткой. Выглядит она так:

модель с винтовой рукоятью

Особенности сборки:

  1. Нижняя неподвижная рама имеет п-образную форму. К этой основе крепятся оси, оснащенные стойками из полосового металла.
  2. Подвижная рама сваривается из уголков и монтируется на четыре отдельные стойки.
  3. К передним стоякам крепятся тяги, в свою очередь, приваренные к пруту. Прут свободно двигается в пазах нижней рамы (основы конструкции).
  4. Ось с передними колесами имеет втулку, приваренную к ручке. Монтируется ось на поворотную скобу перед рукояткой с помощью болта и гайки.

Работает приспособление просто. Вращая ручку, добиваются такого положения, чтобы пчелиный домик оказался над подставкой (подвижная рама при этом опущена). Затем улей перевозят, помещают тележку между стойками, и путем вращения ручки устанавливаю домик на новом месте.

Самодельная тележка

Вот несколько идей по изготовлению простых тележек.

Эта модель подходит для перевозки четырехкорпусных ульев, заполненных медом.

фото-1

А эта модель сварена безо всяких чертежей на основе из старой коляски, с применением уголков и арматуры. На такой конструкции можно без проблем перевозить 16-рамочные ульи. Вторая модель (слева) предназначена для транспортировки фляг.

тележка-из-коляски

Модель из учебника. По хорошо укатанной дороге такая конструкция выдерживает груз до 300 килограмм! К сожалению, мы не обладаем точной инструкцией по ее сборке.

модель из книги

Возможно вас заинтересует: Тележки своими руками для перевозки ульев

Весы-самоделки

Что касается, взвешивания ульев, здесь народные умельцы тоже предлагают несколько вариантов конструкции.

Проще всего использовать подвесную систему, собранную из блоков, стального троса и весов.

использование троса

Погрешность при взвешивании до 100 грамм. Установить ее можно умножив точность весов на количество использованных блоков.

Более сложный вариант – использование конструкции с тензодатчиком:

Нижняя часть неподвижная, к ней монтируется датчик, электронный блок и кнопка включения питания. Блок и кнопку выводят наружу и закрепляют в удобном месте (на фото это положение спереди слева). Тензодатчик представляет собой дюралевую пластину с тремя проводками.

крепление блока

Верхняя подвижная часть лежит на рычагах. С основой она скрепляется двумя пружинами.

К основе с помощью 4-х винтов монтируется рама из уголка с четырьмя подшипниками.

рама
подшипник

К раме приваривается гайка, в которую затем ввинчивается ручка. С ее помощью можно поднять весы вместе с нижней рамой на 2 сантиметра.

Для взвешивания под дно пчелиного домика устанавливают бруски высотой в 5,5 см. Как вариант, они могут быть частью конструкции дна улья. В полученный таким образом зазор можно ввести весы. После чего необходимо нажать на кнопку пуска – на табло появятся нули (установится автоноль). Далее вращением ручки улей приподнимается и взвешивается. После чего ручка вращается в обратную сторону – весы избавляются от нагрузки.

взвешивание

Все подшипники работают синхронно – уронить улей с ровным дном невозможно. Подъем на 2 см осуществляется за двадцать поворотов ручки.

Основа конструкции – обыкновенные китайские весы в металлическом корпусе, оснащенные одним тензодатчиком (у стеклянных моделей датчика четыре – они не подходят), шириной в 340 мм. Например, подойдет такая модель:

китайские весы

С помощью этих самодельных весов для пасеки, собранных своими руками, можно поочередно взвесить все ульи на точке и записать полученные результаты в отдельную таблицу. В результате, зная вес пустых пчелиных домиков, удается с высокой точностью определить вес пчел и собранного меда.

Следует отметить, что электронные весы пасечники недолюбливают именно за необходимости выхода на автоноль. То есть, весы должны находиться без нагрузки в начале взвешивания. Однако в представленной самодельной модели эта проблема решается буквально поворотом рычага, что достаточно удобно на практике.

Поделиться ссылкой на статью в социальных сетях: